Share

IMG_8837

Донецк — город контрастов. Здесь соседствуют широкие чистые проспекты и грязные переулки, современные бизнес-центры и заброшенные заводы, парки и терриконы, сельские хаты и небоскрёбы.

С местными контрастами мы столкнулись сразу же по приезду, когда электричка, густо покрытая толстым слоем выбросов заводов Алчевска и Горловки, привезла нас на сверкающий чистотой современный вокзал.
IMG_8698

Для усиления контраста на соседнем пути стоит новенький поезд «Шкода».
IMG_8700

Здание Донецкого вокзала построено в 1951 году. В 2012 году к чемпионату по футболу прошла грандиозная реконструкция, в результате которой вокзальный комплекс увеличился раза в три.
IMG_8716

Рядом с главным вокзалом построили огромный пригородный вокзал.
IMG_8719

А с противоположной стороны от путей, наподобие Южного вокзала в Киеве, — транзитный вокзал.
IMG_8706

Новый вокзал находится среди частного сектора, но его ценность в том, что отсюда рукой подать до аэропорта, вполне можно дойти пешком. Путь с привокзальной площади выходит почти втрое больший, так как приходится объезжать полгорода, чтобы пересечь железную дорогу.
IMG_8704

Одно крыло транзитного вокзала заняла автостанция. Второе пока пустует, скорее всего, там будет торговый центр.
IMG_8705

Вокзалы соединяет широкая галерея, в ней устроен зал ожидания.
IMG_8703

Отсюда открывается вид на пути. Наша немытая электричка ещё тут, «Шкода» уже уехала на Харьков.
IMG_8712

Здесь был музей железнодорожной техники. На время реконструкции вокзала музей временно закрыли, а экспонаты перегнали подальше, но обратно открыть пока не успели.
IMG_8710

Без схемы можно заблудиться 🙂
IMG_8709

Реконструкции подверглась и привокзальная территория. А совсем недавно эта площадь была заполнена множеством киосков.
IMG_8720

Оставшиеся немногочисленные торговые ряды оформили под паровозики.
IMG_8702

Троллейбусы, связывающие вокзал с центром, отправляются через каждые 2 минуты.
IMG_8714

Для городских маршруток сделана целая автостанция. Чуть дальше от вокзала отправляются междугородние автобусы.
IMG_8717

В центр города можно попасть двумя основными путями — на трамвае №1, или на троллейбусе №2, их маршруты идут параллельными улицами. Если хотите доехать быстро, при этом любуясь образцово-показательными видами — вам на троллейбус. Но чтобы увидеть Донецк во всей красе лучше сесть на трамвай — его маршрут проходит как через депрессивные районы, так и по благоустроенным центральным улицам. Конечно же, мы выбрали второй вариант 🙂
IMG_8721

На ходу через окно снимать неудобно, поэтому подробностей не будет.

Итак, мы доехали до конечной остановки у металлургического завода (ДМЗ).
IMG_8725

Этот район застроен дореволюционными зданиями, которых в Донецке совсем немного.
IMG_8727

Это остатки старой Юзовки, Нижние Линии.
IMG_8729 IMG_8728

IMG_8730

Чуть дальше двух-трёхэтажные дома сменяются одноэтажной застройкой.
IMG_8731

Ну а мы движемся к террикону.
IMG_8732

Здесь начинается совсем непарадная сторона Донецка.
IMG_8741

Бытовой комбинат ныне закрытой шахты «Центрально-Заводская», это ее террикон.
IMG_8745

Фасад ещё сохранил былое величие.
IMG_8743

Но со двора здание выглядит уже совсем непрезентабельно.
IMG_8747 IMG_8763

На заднем плане виден копёр этой шахты.
IMG_8746

Тропинка на террикон обнаружилась среди гаражей.
IMG_8761

IMG_8749

Гаражи построены на склоне террикона, каким-то чудом всё это добро не ползёт вниз. Склоны террикона плохо держатся, порода потихоньку сползает, сваливаясь в кучи прямо у ворот гаражей.
IMG_8754

Горы сползшей породы дополняют горы мусора.
IMG_8748 IMG_8757

И над всем этим дымят заводы. Красота!
IMG_8760

IMG_8758 IMG_8759

Поднимаемся на террикон. Для защиты от оползней его склоны густо засажены акацией. Иногда через ветки проглядывают заводы.
IMG_8774

С другой стороны террикона открывается вид на трамвайное депо № 3 «Ворошиловское».
IMG_8764

IMG_8767 IMG_8771

Подымаемся на вершину.
IMG_8775

Террикон венчает такой вот ухмыляющийся столбик 🙂
IMG_8821

Высота террикона 54 метра, он вытянулся с запада на восток, отделяя центр города от промзоны. Также по террикону проходит административная граница Ворошиловского и Ленинского городских районов.

Вид на запад, по этому склону мы поднимались.
IMG_8781

Вид на восток. Налетела снежная туча, из-за сильного ветра погода несколько раз сменилась с пасмурной на ясную.
IMG_8778

Вид на север. Жилая застройка в центре.
IMG_8792

Вид на северо-запад. Малоэтажная застройка старого города плавно переходит в высотки бизнес-центров.
IMG_8791

Вид на северо-восток.
IMG_8817

А теперь рассмотрим детали.

Всё разнообразие архитектуры Донецка в одном кадре — от сельских хат и дореволюционных особняков до высоток XXI века.
IMG_8798

Небоскрёб «Green Plaza». В правом нижнем углу — здание братской школы 1914 года постройки, чуть левее от него — копер метростроя.
IMG_8770

Нижнекальмиусское водохранилище.
IMG_8794

Самое высокое здание Донецка — «Королевская башня» на фоне террикона шахты имени Калинина.
IMG_8805

Необычный дом в форме пирамиды, правее от него — башни-близнецы ЖК «Панорамный», на горизонте виден стадион «Донбасс Арена».
IMG_8797

Частный сектор у подножья террикона.
IMG_8811

Мотодром, превращённый в радиорынок.
IMG_8812

Трамвайное депо.
IMG_8793

IMG_8799 IMG_8822

Теперь посмотрим в другую сторону. Здесь раскинулась огромная промзона, объединяющая в себе бывшую шахту, металлургический и коксохимический заводы.
IMG_8784

Донецкий металлургический завод (ДМЗ) — градообразующее предприятие, начало его строительства в 1869 году считается датой основания города. Завод построил английский предприниматель Джон Хьюз (В тогдашней транскрипции — Юз), в его честь был назван рабочий посёлок Юзовка, который 1917 году получил статус города. В 1924 году город был переименован в Сталино, а в 1961 — в Донецк.

Изначально Донецк был типичным городом-спутником завода, наподобие Алчевска, но со временем перерос в полноценный деловой город, который мы видели по другую сторону террикона.
IMG_8782

Коксохимический завод.
IMG_8785

Проходная «Донецккокса» крупным планом.
IMG_8809

ДМЗ, цех ремонта металлургических печей.
IMG_8802

Бывшая шахта «Центрально-заводская».
IMG_8803

Охладители коксохима.
IMG_8804

Заводы паруют на морозе.
IMG_8818

И дымят 🙂
IMG_8815

На горизонте виднеются телевышки, в Донецке их сразу три.
IMG_8806

А теперь переместимся на центральную площадь — сложно поверить, что мы в том же городе. Здесь царит чистота и нет ни одного торгового лотка.
IMG_8834

Ленин на фоне небоскрёба. Слева — главный театр Донбасса.
IMG_8838

Несложно догадаться, чьё имя носит площадь.
IMG_8839

В центре Донецка много туристических объектов, но времени на осмотр у нас было мало.

Управление Донецкой железной дороги.
IMG_8831

Угольный комбайн.
IMG_8829

Служебный трамвай.
IMG_8853

Здесь когда-нибудь потом будет сооружен памятник женщинам Донбасса, восстанавливающим разрушенные войной шахты.
IMG_8833

Зато памятник Кобзону поставили ещё 10 лет назад.
IMG_8842

В последнее десятилетие в Донецке появилось много современных зданий.
IMG_8841

IMG_8894

Небоскрёбы на фоне терриконов — таков современный Донецк.
IMG_8846

Здесь мы подобрались к одной из главных достопримечательности города — стадиону «Донбасс Арена».
IMG_8843

Это домашняя арена футбольного клуба «Шахтёр», в 2012 году здесь проводились матчи чемпионата Европы по футболу.
IMG_8854

Стадион находится в парке, носившем раньше имя Ленинского комсомола, сейчас это просто городской парк культуры и отдыха.
IMG_8895

IMG_8886 IMG_8875

IMG_8877

На склоне обустроены колоннады и беседки, словно в курортном городе на морском берегу.
IMG_8858

IMG_8872 IMG_8883

Только вместо моря из них открывается живописный вид на терриконы 🙂
IMG_8884

Мостик.
IMG_8882

IMG_8878 IMG_8874

«Фрагмент Хомутовской степи», на самом деле на степь вовсе не похожий.
IMG_8888

В этом же парке находится мемориальный комплекс «Освободителям Донбасса».
IMG_8855

IMG_8856 IMG_8857

А ещё здесь начинается детская железная дорога.
IMG_8865

IMG_8864 IMG_8867

«Привокзальная площадь».
IMG_8860

ДЖД зимой не работает,  за время простоя рельсы успели поржаветь.
IMG_8863

Увы, обойти всю дорогу времени не было.
IMG_8861 IMG_8859

Вечереет…
IMG_8869

IMG_8897

На этом зимняя прогулка закончилась, но спустя два месяца мне снова довелось побывать в Донецке. Для полноты картины добавлю пару кадров с той поездки.

Тот же парк возле стадиона, трава уже позеленела.
IMG_9477

IMG_9475 IMG_9473

IMG_9474 IMG_9465

В Донецке нет крупной реки, но благодаря водохранилищам можно создать ее иллюзию. Центр города зажат между водохранилищами на реке Кальмиус с востока и Городскими прудами с запада.
IMG_9436

Набережная Кальмиуса.
IMG_9456

Несколько лет назад она была реконструирована в удобную пешеходную зону.
IMG_9435

На противоположном от центра берегу расположились элитные особняки. Наверняка, это самое дорогое жильё в Донецке.
IMG_9455

Но и здесь не обошлось без контрастов — в полусотне метров от особняков приютился шалаш бомжей.
IMG_9457 IMG_9459

В южной части водохранилища частный сектор заканчивается, здесь активно обустраивают набережную и парк, будет не хуже, чем на центральном берегу.
IMG_9442

А также строятся новые здания.
IMG_9421

Мост на бульваре Шевченко.
IMG_9449

Мост на проспекте Ильича.
IMG_9429

IMG_9431 IMG_9424

Дамба.
IMG_9416

Ну и как же не обыграть морскую тематику 🙂
IMG_9415

А это уже Первый городской пруд. Вдоль его берега идёт железная дорога на металлургический и коксохимический заводы.
IMG_9036

На обоих берегах пруда обустроены парки. А вдали — терриконы, они в Донецке повсюду 🙂
IMG_9037 IMG_9040

Стоило зайти за деревья, как подъехал поезд из дрезин.
IMG_9043

Нельзя не упомянуть Донецкое метро, которое строится уже 20 лет, и будет строится ещё долго.
IMG_9409

И в завершает наш рассказ картинка, которая хорошо передаёт дух города — здесь в одном кадре соседствуют сельские хаты, заводская труба, НИИ советских времён и современный бизнес-центр.
IMG_9410

You may also like...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.