Ирдынские болота

Share

Часть 2. Лето.

Продолжаем рассказ про Ирдынские болота. В первой части был отчёт о весеннем пешем походе. Месяц спустя мы снова сюда вернулись, на этот раз уже не пешком, а на машине.

Итак, возвращаемся в посёлок Ирдынь. Это дорога, через которую проложен узкоколейный переезд.
IMG_9776

Болото летом.
IMG_9774

IMG_9780 IMG_9779

Весной мы пошли на запад от села вдоль рельсов, теперь двинемся на восток. За огородами болото, на горизонте возвышается Мошногорье — бывший высокий берег Днепра.
IMG_9808

Весной мы шли по противоположному берегу этого болота.
IMG_9815 IMG_9817

Видите рельсы?
IMG_9799

А здесь?
IMG_9824

А они есть!
IMG_9825

Вот тут уже хорошо заметно.
IMG_9800

А это вовсе не рельсы, а колея от автомобиля 🙂
IMG_9801

Сверху разобранный путь широкой колеи, который шел к станции Белозерье.
IMG_9807

IMG_9803 IMG_9812

На склоне насыпи сидела ящерица.
IMG_9820

На на ночёвку останавливались на том же берегу озера, что и весной.
IMG_9839

IMG_9826 IMG_9841

Поедем в лес.
IMG_9848

IMG_9847

Здесь растут редкие можжевельники.
IMG_9862

IMG_9859 IMG_9851

IMG_9850

А это уже редколесье близ полигона пограничников.
IMG_9765

Лесное озеро около села Русская Поляна.
IMG_9767

Вернёмся в Мошногорье. Во время Второй мировой войны в этих лесах орудовали партизаны.
IMG_9609

Макет партизанской землянки.
IMG_9618

IMG_9621

А это уже не макет, а настоящий артефакт тех времён — оперевшись на эту скобу на дереве висел партизанский часовой и высматривал врага.
IMG_9641

IMG_9628

Вбита она в старую сухую сосну.
IMG_9657

Которую подтачивают муравьи.
IMG_9637

Рядом такую же сосну уже спилили. По фото трудно оценить масштаб — этот пенёк просто огромен.
IMG_9654

Лес.
IMG_9650

IMG_9646 IMG_9653

В лесу набрели на полузаброшенную базу отдыха.
IMG_9658 IMG_9663

IMG_9662

Теперь выберемся из лесу и проедемся окрестными сёлами.

Так выглядит Мошногорье издалека.
IMG_9670

IMG_9679 IMG_9680

В паре километров от Мошногорья протекает речка Ольшанка.
IMG_9673

IMG_9681 IMG_9684

Сотню лет назад река была судоходной, в 1823 году здесь был изготовлен по английским чертежам и спущен на воду первый на Днепре пароход «Пчелка».
IMG_9682

Откуда в такой глуши взялся пароход? В XIX веке здесь, в селе Мошны, была роскошная резиденция графа Михаила Воронцова. После 1917 года усадьба пришла в упадок, окончательно её добила Вторая мировая война.

Но кое-что сохранилось. В первую очередь — Спасо-Преображенская церковь, построенная в 1839–1840 годах по проекту итальянского архитектора Джорджо Торичелли в нехарактерном для православных церквей стиле с элементами неоготики.
IMG_9691

IMG_9696 IMG_9694

В 1917 году таки были безуспешные попытки взорвать церковь, но чуть позже, в 1926 году, ей придали статус памятника архитектуры. Крайняя реставрация прошла в 2009 году, надо отдать должное, обошлись без «евроремонта» и позолоты куполов.
IMG_9692

Колокольню высотой 44 метра видно за многие километры.

Также сохранились останки Костёла 1857 года. В советское время колокольню переделали в водонапорную башню, а сам костел — в аграрный цех. Здание и сейчас используется в промышленных целях. А водонапорную башню, как видим, рядом построили новую.
IMG_9698

А это уже соседнее село Будище. Здесь тоже есть церковь XIX века, но уже в традиционных формах.
IMG_9700

Затем мы подъехали к Днепру.
IMG_9709

IMG_9711

Чтобы к берегу не подъезжали машины, на дороге вырыли яму, но местные жители теперь скидывают туда мусор.
IMG_9705

Здесь, у берега, мы снова ненадолго заехали в лес. Вот такая грязь после здешних луж.
IMG_9714

Теперь мы в селе Свидовок, неподалёку от которого начинался наш весенний поход. Здесь местными жителями установлен памятный знак, посвященный 360-летию национально-освободительной борьбы.
IMG_9724

IMG_9737 IMG_9735

А за ним — подводная лодка летающая тарелка в степях Украины.
IMG_9725

IMG_9726 IMG_9728

На этой странной скульптуре и закончим наш рассказ.

You may also like...

4 комментария

  1. Александр:

    Привет, подскажите последняя часть маршрута вдоль узкоколейки и до Смелы проезжаема на велосипеде?

    • Дмитрий Демченко:

      На велосипеде лучше по лесным дорогам. По шпалам трудновато будет, и там трава высокая.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.