Донецк — город контрастов. Здесь соседствуют широкие чистые проспекты и грязные переулки, современные бизнес-центры и заброшенные заводы, парки и терриконы, сельские хаты и небоскрёбы.
С местными контрастами мы столкнулись сразу же по приезду, когда электричка, густо покрытая толстым слоем выбросов заводов Алчевска и Горловки, привезла нас на сверкающий чистотой современный вокзал.
Для усиления контраста на соседнем пути стоит новенький поезд «Шкода».
Здание Донецкого вокзала построено в 1951 году. В 2012 году к чемпионату по футболу прошла грандиозная реконструкция, в результате которой вокзальный комплекс увеличился раза в три.
Рядом с главным вокзалом построили огромный пригородный вокзал.
А с противоположной стороны от путей, наподобие Южного вокзала в Киеве, — транзитный вокзал.
Новый вокзал находится среди частного сектора, но его ценность в том, что отсюда рукой подать до аэропорта, вполне можно дойти пешком. Путь с привокзальной площади выходит почти втрое больший, так как приходится объезжать полгорода, чтобы пересечь железную дорогу.
Одно крыло транзитного вокзала заняла автостанция. Второе пока пустует, скорее всего, там будет торговый центр.
Вокзалы соединяет широкая галерея, в ней устроен зал ожидания.
Отсюда открывается вид на пути. Наша немытая электричка ещё тут, «Шкода» уже уехала на Харьков.
Здесь был музей железнодорожной техники. На время реконструкции вокзала музей временно закрыли, а экспонаты перегнали подальше, но обратно открыть пока не успели.
Реконструкции подверглась и привокзальная территория. А совсем недавно эта площадь была заполнена множеством киосков.
Оставшиеся немногочисленные торговые ряды оформили под паровозики.
Троллейбусы, связывающие вокзал с центром, отправляются через каждые 2 минуты.
Для городских маршруток сделана целая автостанция. Чуть дальше от вокзала отправляются междугородние автобусы.
В центр города можно попасть двумя основными путями — на трамвае №1, или на троллейбусе №2, их маршруты идут параллельными улицами. Если хотите доехать быстро, при этом любуясь образцово-показательными видами — вам на троллейбус. Но чтобы увидеть Донецк во всей красе лучше сесть на трамвай — его маршрут проходит как через депрессивные районы, так и по благоустроенным центральным улицам. Конечно же, мы выбрали второй вариант 🙂
На ходу через окно снимать неудобно, поэтому подробностей не будет.
Итак, мы доехали до конечной остановки у металлургического завода (ДМЗ).
Этот район застроен дореволюционными зданиями, которых в Донецке совсем немного.
Это остатки старой Юзовки, Нижние Линии.
Чуть дальше двух-трёхэтажные дома сменяются одноэтажной застройкой.
Здесь начинается совсем непарадная сторона Донецка.
Бытовой комбинат ныне закрытой шахты «Центрально-Заводская», это ее террикон.
Фасад ещё сохранил былое величие.
Но со двора здание выглядит уже совсем непрезентабельно.
На заднем плане виден копёр этой шахты.
Тропинка на террикон обнаружилась среди гаражей.
Гаражи построены на склоне террикона, каким-то чудом всё это добро не ползёт вниз. Склоны террикона плохо держатся, порода потихоньку сползает, сваливаясь в кучи прямо у ворот гаражей.
Горы сползшей породы дополняют горы мусора.
И над всем этим дымят заводы. Красота!
Поднимаемся на террикон. Для защиты от оползней его склоны густо засажены акацией. Иногда через ветки проглядывают заводы.
С другой стороны террикона открывается вид на трамвайное депо № 3 «Ворошиловское».
Террикон венчает такой вот ухмыляющийся столбик 🙂
Высота террикона 54 метра, он вытянулся с запада на восток, отделяя центр города от промзоны. Также по террикону проходит административная граница Ворошиловского и Ленинского городских районов.
Вид на запад, по этому склону мы поднимались.
Вид на восток. Налетела снежная туча, из-за сильного ветра погода несколько раз сменилась с пасмурной на ясную.
Вид на север. Жилая застройка в центре.
Вид на северо-запад. Малоэтажная застройка старого города плавно переходит в высотки бизнес-центров.
А теперь рассмотрим детали.
Всё разнообразие архитектуры Донецка в одном кадре — от сельских хат и дореволюционных особняков до высоток XXI века.
Небоскрёб «Green Plaza». В правом нижнем углу — здание братской школы 1914 года постройки, чуть левее от него — копер метростроя.
Нижнекальмиусское водохранилище.
Самое высокое здание Донецка — «Королевская башня» на фоне террикона шахты имени Калинина.
Необычный дом в форме пирамиды, правее от него — башни-близнецы ЖК «Панорамный», на горизонте виден стадион «Донбасс Арена».
Частный сектор у подножья террикона.
Мотодром, превращённый в радиорынок.
Теперь посмотрим в другую сторону. Здесь раскинулась огромная промзона, объединяющая в себе бывшую шахту, металлургический и коксохимический заводы.
Донецкий металлургический завод (ДМЗ) — градообразующее предприятие, начало его строительства в 1869 году считается датой основания города. Завод построил английский предприниматель Джон Хьюз (В тогдашней транскрипции — Юз), в его честь был назван рабочий посёлок Юзовка, который 1917 году получил статус города. В 1924 году город был переименован в Сталино, а в 1961 — в Донецк.
Изначально Донецк был типичным городом-спутником завода, наподобие Алчевска, но со временем перерос в полноценный деловой город, который мы видели по другую сторону террикона.
Проходная «Донецккокса» крупным планом.
ДМЗ, цех ремонта металлургических печей.
Бывшая шахта «Центрально-заводская».
На горизонте виднеются телевышки, в Донецке их сразу три.
А теперь переместимся на центральную площадь — сложно поверить, что мы в том же городе. Здесь царит чистота и нет ни одного торгового лотка.
Ленин на фоне небоскрёба. Слева — главный театр Донбасса.
Несложно догадаться, чьё имя носит площадь.
В центре Донецка много туристических объектов, но времени на осмотр у нас было мало.
Управление Донецкой железной дороги.
Здесь когда-нибудь потом будет сооружен памятник женщинам Донбасса, восстанавливающим разрушенные войной шахты.
Зато памятник Кобзону поставили ещё 10 лет назад.
В последнее десятилетие в Донецке появилось много современных зданий.
Небоскрёбы на фоне терриконов — таков современный Донецк.
Здесь мы подобрались к одной из главных достопримечательности города — стадиону «Донбасс Арена».
Это домашняя арена футбольного клуба «Шахтёр», в 2012 году здесь проводились матчи чемпионата Европы по футболу.
Стадион находится в парке, носившем раньше имя Ленинского комсомола, сейчас это просто городской парк культуры и отдыха.
На склоне обустроены колоннады и беседки, словно в курортном городе на морском берегу.
Только вместо моря из них открывается живописный вид на терриконы 🙂
«Фрагмент Хомутовской степи», на самом деле на степь вовсе не похожий.
В этом же парке находится мемориальный комплекс «Освободителям Донбасса».
А ещё здесь начинается детская железная дорога.
ДЖД зимой не работает, за время простоя рельсы успели поржаветь.
Увы, обойти всю дорогу времени не было.
На этом зимняя прогулка закончилась, но спустя два месяца мне снова довелось побывать в Донецке. Для полноты картины добавлю пару кадров с той поездки.
Тот же парк возле стадиона, трава уже позеленела.
В Донецке нет крупной реки, но благодаря водохранилищам можно создать ее иллюзию. Центр города зажат между водохранилищами на реке Кальмиус с востока и Городскими прудами с запада.
Несколько лет назад она была реконструирована в удобную пешеходную зону.
На противоположном от центра берегу расположились элитные особняки. Наверняка, это самое дорогое жильё в Донецке.
Но и здесь не обошлось без контрастов — в полусотне метров от особняков приютился шалаш бомжей.
В южной части водохранилища частный сектор заканчивается, здесь активно обустраивают набережную и парк, будет не хуже, чем на центральном берегу.
А также строятся новые здания.
Ну и как же не обыграть морскую тематику 🙂
А это уже Первый городской пруд. Вдоль его берега идёт железная дорога на металлургический и коксохимический заводы.
На обоих берегах пруда обустроены парки. А вдали — терриконы, они в Донецке повсюду 🙂
Стоило зайти за деревья, как подъехал поезд из дрезин.
Нельзя не упомянуть Донецкое метро, которое строится уже 20 лет, и будет строится ещё долго.
И в завершает наш рассказ картинка, которая хорошо передаёт дух города — здесь в одном кадре соседствуют сельские хаты, заводская труба, НИИ советских времён и современный бизнес-центр.
Свежие комментарии