Посетить зону отчуждения ЧАЭС я хотел давно, и вот, в мае 2010 года это желание осуществилось. Со времени той поездки уже прошло 4 года, но в зоне мало что меняется. К тому же эти фотографии ещё не публиковались.
Поездку организовали мои друзья — бывшие жители Припяти, за что им огромная благодарность. Попасть в зону отчуждения оказалось вовсе несложно — каждый год проходит день открытых дверей, когда пускают всех желающих. Изначально так было сделано, чтобы бывшие местные жители могли посетить могилы своих родственников на поминальные дни, но со временем стало ездить всё больше туристов. За прошедшие годы туризм в Чернобыльскую зону то запрещали, то снова разрешали, при этом доступ к интересным объектам значительно ограничили. Так что, можно сказать, съездил я вовремя.
Дорога
Выезжаем рано утром в День Победы, в это время Минское шоссе пусто.
Подъезжаем к Иванкову. Сейчас это райцентр самого большого по площади района Украины — после аварии на ЧАЭС к Иванковскому району была присоединена территория упразднённого Чернобыльского района.
Ещё одна достопримечательность в окрестностях Иванкова — бетонное яйцо, символизирующее возрождение жизни после Чернобыльской катастрофы. Монумент был установлен в 2000 году, его автор — немецкий архитектор Армин Кольбе.
Яйцо установлено в центре круговой развязки. Здесь трасса разделяется — на запад уходит магистраль на Минск, на север — дорога в зону отчуждения.
Пока мы стояли у развязки, движение на трассе оживилось — по направлению к зоне проехало с десяток легковых машин и пару автобусов. Понимаем, что поток туристов увеличивается, и нужно поспешить, дабы не стоять долго в очереди на КПП.
Дорогу от этой развязки до въезда в зону недавно отремонтировали, здесь лежит новый ровный асфальт, намного лучший, чем на многих киевских улицах.
Очередь на КПП оказалась небольшой, проверка быстрой — документы не смотрели, записали только номер машины и количество людей в ней.
За периметром пейзажи практически не изменились — всё в зелени, и, если не присматриваться, окрестные сёла не выглядят заброшенными.
Чернобыль
Без остановок едем до Чернобыля.
Знак в Чернобыле, который все фотографируют 🙂
На въезде в каждый бывший населённый пункт установлены информационные щиты с краткой справочной информацией.
Раритетный пост ГАИ, вообще в зоне законсервировалось много артефактов времён СССР.
Чернобыль, вопреки расхожему мнению, вовсе не мёртвый город. Здесь постоянно проживает и работает несколько тысяч человек.
А также работает много предприятий, обслуживающих инфраструктуру зоны отчуждения.
Зайдём на территорию одного из таких предприятий.
Здесь уже нам встретилась первая заброшка, но такие кучи металлолома можно найти сплошь и рядом за пределами Чернобыльской зоны.
В целом Чернобыль выглядит как обычный мелкий провинциальный городок. На центральной площади — памятник победам коммунизма, за ним пара действующих административных зданий.
С другой стороны площади находится кое-как приукрашенный заброшенный универмаг. Сейчас это здание снесено.
Остановка на центральной площади.
Автостанция, тут действует пара магазинов и кафе.
Когда-то отсюда ходили автобусы в разных направлениях, сейчас на всех платформах надпись «Киев».
Жилой дом напротив автостанции, также вовсе не заброшен — многоквартирные дома используются в качестве общежитий для работников зоны отчуждения. Вот частные дома действительно заброшенные, лишь в некоторых живут редкие самосёлы.
В Чернобыле долго не задерживаемся, основная цель поездки — Припять. На выезде из города делаем остановку у памятника пожарным.
Именно пожарные были первыми ликвидаторами аварии, и получили наибольшие дозы облучения.
За забором — та самая пожарная часть, которая принимала участие в ликвидации аварии. Хотя на территории АЭС есть своя пожарная часть, её сил не хватило и на подмогу были вызваны пожарные Припяти, Чернобыля, а затем и Иванкова.
Копачи
Сразу на выезде из Чернобыля проходим КПП 10-километровой зоны. Дальше делаем остановку у села Копачи.
У дороги часто встречаются такие холмики с предупреждающей табличкой — это радиоактивные могильники, лучше держаться от них подальше.
Вот и первое заброшенное здание, куда мы решили залезть. Судя по всему, здесь был сельсовет.
Люди здесь редко бывают, поэтому пол не загажен, а стены не обрисованы.
Мебели практически не осталось.
Кругом встречаются таблички времён СССР.
А также какая-то техническая документация.
Но большинство бумаг то ли забрали, то ли уничтожили, оставили только ненужные.
Прямо в помещении живут ласточки.
Окрестности Припяти
Следующая остановка у стелы Припяти. Так и тянет дописать «1970–1986».
Стелу регулярно чистят и подкрашивают, она выглядит как новая.
Мимо проносятся грузовики с лесом. Это так называемые «чистые» машины, они могут выезжать за пределы зоны, «грязные» же покрашены в красный цвет и имеют специальные номера.
В зоне работает много предприятий по ликвидации последствий аварии.
Рядом с дорогой проходит железнодорожная ветка к хранилищу отработанного ядерного топлива.
Если не присматриваться, село за железной дорогой выглядит как живое.
Едем дальше — к мосту через железную дорогу.
С него открывается вид на ЧАЭС.
Этот вид уже стал историческим, сейчас активно строится новый саркофаг.
Под мостом проходит железнодорожная линия Чернигов—Овруч. До аварии по участку ходило несколько пар дизель-поездов, а также поезд дальнего следования Москва—Хмельницкий, таким образом у жителей Припяти была прямая связь со столицей СССР.
Авария поделили ветку на две части. Западная часть Янов—Вильча была заброшена. В то же время на участке до Чернигова движение значительно возросло, через два года после аварии его электрифицировали. До 1999 года электрифицированный участок не был связан с другими электрифицированными линиями, электропоезда в Чернигов доставлялись тепловозами.
Вид на запад, здесь уже начинается станция Янов. Хотя станция и электрифицирована, контактная сеть не используется и частично демонтирована.
Вид на восток в сторону Чернигова. Влево уходит подъездной путь на нефтебазу.
Чуть в другом ракурсе, с видом на саркофаг. На территории ЧАЭС находится станция Семиходы, туда на электричках регулярно доставляется персонал станции из нового города-спутника Славутича.
Впереди КПП города Припять. В город машины не пропускали и дорога превратилась в большую автостоянку.
Припять будет в следующей части.
Свежие комментарии