Часть 2. Лето.
Продолжаем рассказ про Ирдынские болота. В первой части был отчёт о весеннем пешем походе. Месяц спустя мы снова сюда вернулись, на этот раз уже не пешком, а на машине.
Итак, возвращаемся в посёлок Ирдынь. Это дорога, через которую проложен узкоколейный переезд.

Весной мы пошли на запад от села вдоль рельсов, теперь двинемся на восток. За огородами болото, на горизонте возвышается Мошногорье — бывший высокий берег Днепра.

Весной мы шли по противоположному берегу этого болота.

А это вовсе не рельсы, а колея от автомобиля 🙂

Сверху разобранный путь широкой колеи, который шел к станции Белозерье.

На склоне насыпи сидела ящерица.

На на ночёвку останавливались на том же берегу озера, что и весной.

Здесь растут редкие можжевельники.

А это уже редколесье близ полигона пограничников.

Лесное озеро около села Русская Поляна.

Вернёмся в Мошногорье. Во время Второй мировой войны в этих лесах орудовали партизаны.

А это уже не макет, а настоящий артефакт тех времён — оперевшись на эту скобу на дереве висел партизанский часовой и высматривал врага.

Вбита она в старую сухую сосну.

Рядом такую же сосну уже спилили. По фото трудно оценить масштаб — этот пенёк просто огромен.

В лесу набрели на полузаброшенную базу отдыха.

Теперь выберемся из лесу и проедемся окрестными сёлами.
Так выглядит Мошногорье издалека.

В паре километров от Мошногорья протекает речка Ольшанка.

Сотню лет назад река была судоходной, в 1823 году здесь был изготовлен по английским чертежам и спущен на воду первый на Днепре пароход «Пчелка».

Откуда в такой глуши взялся пароход? В XIX веке здесь, в селе Мошны, была роскошная резиденция графа Михаила Воронцова. После 1917 года усадьба пришла в упадок, окончательно её добила Вторая мировая война.
Но кое-что сохранилось. В первую очередь — Спасо-Преображенская церковь, построенная в 1839–1840 годах по проекту итальянского архитектора Джорджо Торичелли в нехарактерном для православных церквей стиле с элементами неоготики.

В 1917 году таки были безуспешные попытки взорвать церковь, но чуть позже, в 1926 году, ей придали статус памятника архитектуры. Крайняя реставрация прошла в 2009 году, надо отдать должное, обошлись без «евроремонта» и позолоты куполов.

Колокольню высотой 44 метра видно за многие километры.

Также сохранились останки Костёла 1857 года. В советское время колокольню переделали в водонапорную башню, а сам костел — в аграрный цех. Здание и сейчас используется в промышленных целях. А водонапорную башню, как видим, рядом построили новую.

А это уже соседнее село Будище. Здесь тоже есть церковь XIX века, но уже в традиционных формах.

Чтобы к берегу не подъезжали машины, на дороге вырыли яму, но местные жители теперь скидывают туда мусор.

Здесь, у берега, мы снова ненадолго заехали в лес. Вот такая грязь после здешних луж.

Теперь мы в селе Свидовок, неподалёку от которого начинался наш весенний поход. Здесь местными жителями установлен памятный знак, посвященный 360-летию национально-освободительной борьбы.

А за ним — подводная лодка летающая тарелка в степях Украины.

На этой странной скульптуре и закончим наш рассказ.





































Був нещодавно в цих краях — проїхався велосипедом по замерзшому болоті
https://www.mandry.ck.ua/%d0%b7%d0%b8%d0%bc%d0%be%d0%b2%d0%b8%d0%b9-%d0%b2%d0%b5%d0%bb%d0%be%d0%bf%d0%be%d1%85%d1%96%d0%b4-%d0%bd%d0%b0-%d1%96%d1%80%d0%b4%d0%b8%d0%bd%d1%8c/
Дякую! Цікаво
Привет, подскажите последняя часть маршрута вдоль узкоколейки и до Смелы проезжаема на велосипеде?
На велосипеде лучше по лесным дорогам. По шпалам трудновато будет, и там трава высокая.