Городенка завершает наше путешествие по Покутью. Прогулка прошла немного в спешке и многого не увидели, но ничего — будет повод ещё раз заехать 🙂
Первое письменное упоминание о Городенке датируется 1195 годом, тогда это было поселение земледельцев и ремесленников, в 1668 году городок получил Магдебургское право. Сейчас это небольшой райцентр на краю Ивано-Франковской области с населением 12,5 тыс. человек.
Знакомство с городом начинаем с автовокзала, мы приехали сюда из Гвоздца.
Выходим из автовокзала и сразу же видим пафосный монумент Степану Бандере.
Идём в сторону центра. Центр в советские времена был безжалостно застроен пятиэтажками.
Памятник обретению Независимости.
В отличии от Заболотова, здесь памятник вполне заурядный, но зато какой у него пьедестал!
Установлен этот памятник возле дворца культуры.
Обходим дворец культуры и пред нами предстаёт старое заброшенное здание, стены которого усеяны следами от пуль и разорвавшихся снарядов.
Это самое старое сооружение Городенки — армянский костёл, построен он в 1706 году. Армянская община существовала в городе с XVII века и была довольно влиятельной, что и позволило им соорудить такой пафосный костёл в центре города.
Армянской общины уже давно нет и костёл пустует, при советской власти в здании был какой-то склад.
Дальше за дворцом культуры и костёлом простирается городской парк.
Посетителей парка на входе встречает странная металлоконструкция, похоже, срезанная на металлолом арка.
Сам парк в такую пасмурную погоду выглядит мрачновато.
Останки какого-то коммунистического памятника.
Теперь перейдём к главному памятнику архитектуры города — католическому костёлу Непорочного Зачатия Пречистой Девы Марии. Монастырский комплекс строился с 1745 по 1753 годы и был освящен в 1769 году.
В советское время в монастырских кельях размещалось ПТУ. Сейчас помещение келий попросту заброшено, а сам костёл действующий и помалу реставрируется.
До рубежа XIX–XX веков в Городенке был замок. Сейчас о нём напоминает лишь этот макет, правда, замок выглядел немножко по-другому.
Торгово-развлекательный комплекс 1970–1980-х годов, в то время на Западной Украине было модно строить в эдаком «гуцульском» стиле.
Мемориал погибшим во Второй мировой войне, мы снова на центральной улице с пятиэтажками.
Бывшая синагога, сейчас спортивная школа.
На табличке написано, что еврейская община существовала в городе с 1742 по 1941 годы, но даты постройки этой синагоги найти не удалось.
Теперь углубимся в частный сектор.
Здесь можно встретить старые домики, но в основном ничего примечательного.
И вот среди этого частного сектора мы наткнулись на церковь.
Из-за золотых куполов и размещения на отшибе мы по ошибке решили что это новодел, но выяснилось, это церковь Святого Николая.
Она была сооружена в 1879 году на средства православных прихожан Городенки, о чём и свидетельствует эта каменная табличка.
В те времена большинство населения города составляли католики и греко-католики, православных было мало, поэтому церковь они и построили на краю города.
Однако в других источниках утверждается, что эта церковь построена гораздо раньше — в 1793 году на месте старой деревянной, и она не православная, а грекокатолическая.
Выходим из частного сектора к скверу с курганом.
Это курган борцам за независимость Украины — такие есть практически во всех населённых пунктах Западной Украины.
В этом магазине мы затарились в дорогу.
Двигаемся в сторону железнодорожного вокзала.
На её территории обнаружилась выставка раритетной техники, жаль, что за двойным забором.
Выходим к сахарозаводу, здесь начинается большая промзона.
Какой милый крестик в покрышке 🙂
Промзона тут немножко депрессивная.
Через Городенку проходит малодеятельная линия Коломыя–Стефанешты, та же самая, что и через Гвоздец.
Станция носит название Городенко-Завод, так как находится в промзоне между сахарным и комбикормовым заводами.
Изначально главным городским вокзалом была другая станция — Городенко-Город, она расположена ближе к центру и здание вокзала там побольше. Но теперь та станция разжалована до остановочного пункта для пригородных дизель-поездов.
Тихий ужас, разруха и уныние. Уверена, уровень суицидов в этом месте должен быть высоким: так жить нельзя