Ирдынские болота разместились в двадцати километрах к северо-западу от Черкасс, протянулись они более чем на сорок километров в низине, которая раньше была протокой Днепра. Из болот в противоположных направлениях вытекают реки Ирдынь и Ирдынка. Первая впадает в Тясмын возле города Смела, вторая — непосредственно в Днепр в районе села Елизаветовка.
В 2014 году мы совершили две поездки в те края — сначала пеший поход весной, затем летом вернулись уже на машине. Начнём рассказ с весеннего похода, который буду иногда разбавлять летними фото, вторая часть будет полностью посвящена летней поездке.
Путь наш начинается в Черкасском бору в паре километров от села Свидовок. Сюда мы приехали уже ночью, выгрузились на трассе и немного углубились в лес. Палатку ставили в полной темноте, а наутро выяснилось, что рядом кого-то съели 🙂
Только мы вышли в путь, как сразу начался дождь. С полкилометра прошли напролом по лесу, но тут было трудно идти, и мы вернулись к дороге.
Вдоль дороги идти намного легче, чем продираться сквозь лес, но не особо приятно из-за постоянно пролетающих мимо машин. Зато здесь регулярно встречаются удобные места для отдыха.
По трассе дошли до речки Ирдынка, дальше наш маршрут пройдёт вдоль неё на запад.
От трассы отходит дорога на старый мост.
У перепутья растут заповедные старые дубы.
Но не всем старым дубам повезло стать заповедными — часть из них пошла на древесину. Остались лишь гигантские пни.
А вот и кусок огромного ствола.
Этот дуб, похоже, приговорён к рубке.
На другом берегу реки расположен ещё один заповедный объект — сросшиеся ольха с дубом.
Слева ствол дуба, справа — ольхи. По народной традиции всё обвязано тряпками.
И здесь тоже основательно поработали лесники.
Река Ирдынка течет меж пней. Всего пару лет назад это место выглядело так.
Ветки и прочую мелочь, которую нельзя пустить в дело, лесорубы просто сжигают — вот здесь осталось пепелище.
А ещё во время летней поездки около старого моста через Ирдынку мы встретили соню.
Сначала мы попробовали идти вдоль левого берега реки, но оказалось, что там всё слишком заболочено и заросло непролазными кустами. Поэтому решили вернуться назад и пойти по другому берегу через лес.
На болоте встретилась непонятная вышка — не то охотничья, не то наблюдательная.
В лесу сначала немного прошли напролом по азимуту, пока не наткнулись на грунтовую дорогу, ведущую в нужном направлении.
Вот мы снова вышли к речке Ирдынке, нам таки удалось перейти на правый берег.
Через реку перекинута гать — это нечто среднее между дамбой и мостом.
Ввода здесь коричневатого оттенка.
Дальше дорога идёт по насыпи среди ольховых болот.
„Внимание! Злые ёжики“ 🙂 На самом деле речь идёт о шипах на дороге, которых, как потом выяснилось, там вовсе нет.
Табличка на ту же тему с местной орфографией.
Затем нас стало скучно идти по дороге, и мы решили срезать путь через болото. Сначала вода была отдельными лужами…
Но потом воды стало по колено и выше — такое же болото, мимо которого мы не так давно прошли. И всё это тянется до горизонта…
Но всё когда-нибудь заканчивается и это болото не стало исключением. Теперь можно поваляться на твёрдой земле и полюбоваться лесными цветами.
А это — такое же болото, но с вырубленными деревьями.
Суровые ирдынские егеря воспринимают знак «кирпич» слишком буквально 🙂
Вышли к озеру — это заполненные водой бывшие торфоразработки.
На берегу устраиваемся на ночевку.
У нас давно закончились запасы питьевой воды. А здесь нет ни колодцев, ни родников. Пришлось прогонять воду из озера через самодельный фильтр, сделанный из пластиковой бутылки, песка, носков и тампона 🙂
Сначала мы шли вдоль берега озера, но тут не было дороги и пришлось немножко поблуждать, то камышами…
То болотом… Кстати, здесь встречается мох сфагнум, который растёт в основном в северных болотах.
Потом всё же решили отойти подальше от озера и подняться на высокий берег, где нашлась дорога.
Это не змея, а безногая ящерица веретеница.
В лесу мы наткнулись на домик.
Переправляемся на другой берег. Озеро поперёк пересекают несколько дамб, но ни одна из них не сплошная, во всех есть разрывы, пришлось десяток метров пройти вброд.
Чуть дальше на этом же озере плавал одинокий лебедь.
Канал для отвода воды с болота.
Противоположный берег крупным планом. Скоро мы снова на него вернёмся. Здесь нельзя сказать, какой из берегов левый, какой правый, так как в этих болотах и озёрах вода никуда не течёт, точнее, вытекает в двух противоположных направлениях.
Мы входим в посёлок Ирдынь. Он был основан в 1930-х годах как рабочий посёлок торфопредприятия.
Торфодобыча нынче не выгодна, и посёлок потихоньку вымирает, сейчас здесь проживает около тысячи человек. А в такую дождливую погоду он выглядит особо депрессивно.
Но самое интересное здесь — торфовозная узкоколейка. На момент нашего визита она ещё не проснулась от зимней спячки.
Кустарные вагоны-цистерны и корпус депо.
Из дрезины ПД-1 сделали электрощитовую.
Останки пассажирского вагона ПВ40.
Сюда подходила ширококолейная линия со станции Белозерье. Но её продали на металлолом и потихоньку разбирают.
Узкоколейная станция заканчивается, одинокий путь идёт вдоль села.
Дальше рельсы идут к торфоразработкам.
От основной линии ответвляется путь для перегрузки торфа. Кстати, экскаватор тоже на узкой колее.
Далее отходит ветка на торфобрикетный завод.
Во время летней поездки была возможность снять завод с другой стороны.
Ну а во время весеннего похода мы шли вдоль рельсов и вышли на дорогу.
Узкоколейный переезд с берёзовым шлагбаумом.
Сразу за переездом начинается разъезд. Такие разъезды периодически встречаются на пути, дабы встречные поезда могли разминуться.
Затем начинаются сплошные озёра, и железнодорожная колея идёт по насыпи посреди них. Тут всё так заросло, что рельсов почти не видно.
Прямо на этой насыпи мы остановились на ночлег.
На третий день продолжаем идти вдоль узкоколейки.
Мы подходим к местам активной торфоразработки.
Торфоразработки и узкоколейка закончились, дальше идёт река Ирдынь.
Идём вдоль берега по какой-то звериной тропе. Периодически приходится перелазить через упавшие стволы деревьев.
Иногда мы шли подальше от берега, но тут местность холмистая, приходиться постоянно подыматься и опускаться.
Она внесена в Красную книгу, но на этих холмах её очень много.
Постоянно лил дождь, идти было тяжеловато.
В конце-концов мы вышли к станции Смела, откуда уехали на дизеле.
На этом весенний поход закончился, дальше читайте отчёт о летней поездке.
Був нещодавно в цих краях — проїхався велосипедом по замерзшому болоті
https://www.mandry.ck.ua/%d0%b7%d0%b8%d0%bc%d0%be%d0%b2%d0%b8%d0%b9-%d0%b2%d0%b5%d0%bb%d0%be%d0%bf%d0%be%d1%85%d1%96%d0%b4-%d0%bd%d0%b0-%d1%96%d1%80%d0%b4%d0%b8%d0%bd%d1%8c/
Дякую! Цікаво
Привет, подскажите последняя часть маршрута вдоль узкоколейки и до Смелы проезжаема на велосипеде?
На велосипеде лучше по лесным дорогам. По шпалам трудновато будет, и там трава высокая.