Первый зарубежный пост, и он будет сразу про две страны 🙂
Начинаем наше путешествие на севере Чехии, в восьми километрах от её крайней северной точки. Граница здесь существует уже не одну сотню лет, несмотря на то, что по обе её стороны эти края издавна были населены этническими немцами. Экскурс в историю можно начать с основания королевства Богемия в 1198 году. С 1212 по 1806 годы оно входило в Священную римскую, затем до 1918 в Австрийскую и Австро-Венгерскую империи. Когда Австро-Венгрия распалась, Богемия стала основой для нового государства Чехословакия, из которого впоследствии образовалась современная Чехия. Кстати, немцы и сейчас продолжают называть Чехию Богемией.
По другую сторону границы находится Саксония. Одно время, с 1356 по 1806 годы, она также была частью Священной Римской империи. С 1871 года и поныне Саксония входит в состав сменяющих друг друга немецких государств — Германской империи, Веймарской республики, Третьего Рейха, ГДР, и, наконец, современной объединённой Федеративной Республики Германия. При этом менялась форма правления в самой Саксонии — Курфюршество в составе Священной Римской Империи, в 1806 года Саксония стала Королевством и оставалась таковым до окончания Первой мировой войны. В 1919 году образовано Свободное Государство Саксония, которое просуществовало до 1933 года и было восстановлено в 1990 году. Во времена тоталитарных режимов Третьего Рейха и ГДР Саксония, как впрочем и другие федеральные земли, лишалась автономии, а с 1952 года вообще была расформирована и разделена на округа.
Граница отсутствовала лишь с 1938 по 1945 годы, когда Третий рейх аннексировал часть Чехословакии — это те самые печально известные Судетские области.
С 2007 года в Чехии начал действовать Шенгенский режим, теперь пограничный и таможенный контроль отсутствуют, и границу можно пересекать в любом месте.
Дольни Пустевна
Итак, мы находимся на приграничной станции Дольни Пустевна (Dolní Poustevna), которая расположена на линии Румбурк—Зебниц. Железная дорога здесь открыта осенью 1904 года, летом следующего года было запущено движение через границу. Однако через десятилетие началась Первая мировая война, после которой распалась Австро-Венгрия, и количество поездов через границу существенно сократилось. Ещё через двадцать лет, вследствие присоединения Судетских земель к Германии, трафик значительно возрос и стал наибольшим за всю историю линии. Но после окончания Второй мировой войны движение поездов через границу вовсе прекратилось и было восстановлено совсем недавно — в 2014 году.
Сейчас, в 2019-ом, тут каждые 2 часа ходит рельсовый автобус Дечин—Румбурк, обе конечные у него в Чехии, но середина маршрута проходит по территории Германии.
Вокзал здесь огромный, трехэтажный. На первом этаже находились залы ожидания 1, 2 и 3 классов, ресторан, офисы таможенников и служебные помещения железной дороги. На втором и третьем размещались квартиры сотрудников. Но когда прекратилось движение через границу, потребность в таком большом вокзале отпала. Сейчас здание законсервировано и находится в не очень презентабельном состоянии. Уже после нашего визита, осенью 2019 года, оно было выставлено на продажу.
В 2009 году станция прошла реконструкцию. Практичные чехи не стали ремонтировать огромный вокзал, а лишь построили небольшую платформу под размер курсирующего здесь рельсового автобуса.
На момент нашего визита этой платформе уже 10 лет, но выглядит она как новенькая.
Также при ремонте 2009 года оптимизировали число путей. В лучшие времена путевое хозяйство насчитывало 3200 метров путей и 12 стрелочных переводов, теперь на их месте пустота и громадина вокзала выглядит сиротливо на фоне этого травяного поля.
На первой платформе традиционный для австрийских вокзалов навес, поддерживаемый литыми чугунными колоннами. Привет, Скала-Подольская 🙂
Станция расположена на склоне холма и хорошо вписана в рельеф.
Вид на северо-запад вглубь Чехии, здесь начинается предгорье Лужицких гор. Через четыре километра железная дорога разделяется на две ветки, обе они идут в город Румбурк. Та, что севернее, идёт через город Шлунков, по ней курсирует рельсовый автобус. Южная идёт менее населенными, но более живописными местами, там в теплую половину года по выходным и праздникам ходит туристический поезд.
Вид в противоположную сторону. Лесок, в котором скрывается железная дорога, уже в Германии. Горы, видимые в левой части кадра, тоже.
На первом этаже вокзала разместился ресторан с незатейливым названием «Вокзальный», но он закрыт, непонятно, сейчас или вообще. Похоже, здесь по выходным бывает много туристов, однако мы приехали в понедельник, и тут кроме нас нет ни души.
Теперь пройдёмся по городу Дольни Пустевна, или, как его называют немцы, Нидерейсендель (Niedereinsiedel). Населённый пункт упоминается в исторических хрониках с 1241 года, в 1918 году он получил статус города. Согласно переписи населения, в 1921 году в городке проживало 3066 человек, из них 313 чехов и 2561 немцев. После Второй мировой войны из Чехословакии депортировали судетских немцев и население городка существенно сократилось, сейчас оно составляет около 1700 жителей.
Большая часть застройки — вот такие виллы. На этом доме сохранилась немецкая надпись, хозяева ее заботливо не закрасили при ремонте.
Ближе к центру уже встречаются дома побольше.
Также попадаются заброшенные здания. Этот городок по чешским меркам депрессивный.
Приближаемся к границе, и тут начинается базар.
Торгуют здесь всем — одеждой, сигаретами, алкоголем, продуктами. Всё это рассчитано на приезжих немцев. Я как-то не заметил особых различий в ценах в супермаркетах Чехии и Германии, но может просто невнимательно смотрел.
Вот мы и подошли к границе, за этим мостом уже Германия.
Взгляд назад. Чехия встречает гостей магазинами с дешевыми по немецким меркам ценами. Кстати, цены на рекламе указаны в евро, хотя в Чехии ходят кроны.
Всё, мы ступили на Немецкую землю. Одноэтажная будка, скорее всего, бывшая погранзастава. Здание побольше возможно тоже, только кайзеровских времен.
Зебниц
Итак, мы вошли в городок Зебниц (Sebnitz), или на славянский манер Жебнице. Топоним впервые упоминается в XIII веке в документе, который устанавливал границу между Богемским королевством и Мейсенской епархией, в 1451 году Зебниц уже упоминается как город.
Город разместился в долине одноименной реки. Некоторое время граница идет по реке, это через нее мы переходили по мосту, затем река уходит вглубь Германии.
На немецкой стороне тоже попадаются заброшенные дома, но они в значительно лучшем состоянии, чем в Чехии.
Немецкое благоустройство.
Идем себе по улице — и тут внезапно натыкаемся на маневровый тепловоз. Поднимаю глаза и вижу на стене соседнего здания мурал с паровозом и вывеску «Модельбан Музей». Ну, думаю, понятно — музей железнодорожных моделек. Однако, уже готовя эту статью, выяснилось, что это не просто музей, а мы случайно наткнулись на один из крупнейших в мире заводов по производству железнодорожных моделек — Tillig Modellbahnen GmbH.
Идем дальше. Я не подбирал момент — здесь действительно так безлюдно.
Кажется, ещё одно заброшенное здание.
Что отличает от Чехии — домики с таким интересным покрытием, похоже на деревянные пластины. Также обратите внимание на маленькие окошки в крыше.
Вот еще домик с такими окошками.
Даже в такой глуши, в городке с населением в 10 тысяч жителей есть многоуровневые парковки. Вы наверное уже заметили, что тут нет автомобилей, припаркованных просто на обочине. Немцы вообще очень строго исполняют правила дорожного движения — была ситуация, когда я только посмотрел в сторону пешеходного перехода, как все машины остановились. В Чехии такого нет, а в Праге вообще порой пропускают пешеходов хуже чем в Киеве.
Выходим на центральную площадь. Здесь есть фонтан и почтовый столб с расстояниями до городов. Фонтан вроде бы современный, а столб исторический.
Крысиный дом Ратуша. Что интересно, расположена она не на центральной площади, а рядом на холме.
Напротив ратуши собор Петра и Павла. Благодаря удачному расположению его колокольню видно со всего городка.
За собором разместился небольшой сквер.
В сквере установлен памятник павшим в Первой мировой войне.
Спускаемся с холма обратно к реке Зебниц.
Переходим на другой берег и идем наверх к вокзалу.
Вокзал здесь не такой большой как в Чехии, поскольку все таможенные процедуры осуществлялись на австрийской стороне границы.
Со стороны путей снять вокзал не успел, так как внезапно приехал рельсовый автобус, и пришлось на него бежать. Мы как-то невнимательно изучили расписание и расчитывали, что он прибудет на 10 минут позже. Вот он, снятый уже на другой станции, тот самый, который ходит по маршруту Румбурк—Дечин дважды пересекая границу.
Хрженско
А теперь переместимся на 11 километров южнее в чешский городок Хрженско (Hřensko) или по-немецки Herrnskretschen [я даже не пытаюсь это прочесть].
Здесь граница проходит по реке Эльба, она же Лаба у чехов. Немецкий берег легко отличить по красному дойчебановскому поезду.
Вдоль реки проложена железная дорога, известная как Elbtalbahn — то есть железная дорога долины Эльбы. В отличие от малодеятельной линии, с которой мы начинали рассказ, здесь уже оживлённая магистраль, по ней идут поезда из Берлина и Франкфурта в Прагу и дальше до Вены и Будапешта. Открывалась она поэтапно с 1848 по 1851 годы и строилась сразу двухпутной. В 1945 году второй путь был разобран и вывезен в СССР в качестве репараций, но уже с 1949 по 1951 годы его восстановили. В 1970-х немецкий отрезок пути электрифицировали, в 1987 завершилась электрификация со стороны Чехословакии, однако электрификация выполнена разными родами тока, и для пересечения границы нужны двухсистемные электровозы.
Станция называется Шёна (Schöna) в честь городка Райнгардтсдорф-Шёна (Reinhardtsdorf-Schöna), расположенного в полутора километрах отсюда на высоком берегу каньона. Но туда нет нормальной дороги, так что по факту она служит вокзалом чешского городка Хрженско. Это крайняя станция в Германии, здесь конечная линии S1 дрезденского С-Бана. Также тут делает остановку рельсовый автобус, на который мы чуть не опоздали в Зебнице.
Берега соединяет паром. Немцы вообще любят водный транспорт, на участке Эльбы отсюда и до Дрездена паромных переправ раза в три больше чем мостов.
Железная дорога идёт вдоль левого берега, а по правому проложена автодорога. В полутора километрах на север дорога уходит в Германию.
В отличие от Дольни Пустевны здесь уже не захолустье, а популярное туристическое место. Город представляет из себя роскошные особняки на фоне грандиозных скал каньона Эльбы. Тут начинается национальный парк Чешская Швейцария, по ту сторону границы расположен аналогичный нацпарк Саксонская Швейцария (внимательные читатели уже наверняка заметили надпись „Nationalpark“ на вокзале в Зебнице и на рельсовом автобусе).
Хрженско возник в XV веке как торговое поселение у границы. Сейчас в нём проживает около 300 человек, и, как видно из этого снимка, роль приграничного базара никуда не исчезла.
Городок протянулся примерно на километр вдоль каньона реки Каменице (нем. Kamnitz), и где-то на два вдоль правого берега Элбы. Сейчас мы стоим в месте впадения Каменице в Эльбу.
Пройдемся вглубь городка.
В тесном каньоне даже нашлось место для центральной площади, правда она получилась узкая и вытянутая. В центре площади стоит костел св. Яна Непомуцкого XVIII века, но мы его застали под строительными лесами.
Местные красоты немного портит вездесущая торговля. Создаётся впечатление, что Троещинский рынок поехал в тур по Европе. Торгуют здесь в основном вьетнамцы.
Но, несмотря на это, городок всё равно оставляет приятные впечатления.
Свернем в боковой каньйон, здесь в узком ущелье притаился домик. Его каменные стены идеально гармонируют с окружающими скалами. Подписан он как «стара плынарня» — насколько я понял из перевода, это либо газопровод, либо склад баллонов. Теперь в нём размещаются ресторан и гостиница.
Пройдя дальше за этот домик обнаруживаем небольшую часовню.
Эта часовня — часть старого кладбища, оно давно заброшено.
Одна из немногих сохранившихся надгробных плит.
В этих горах проложено много пеших туристических маршрутов, чтобы все их обойти, пожалуй, понадобится несколько дней. К сожалению, у нас столько времени не было, но один маршрут мы всё же прошли…
Правчицкие ворота
Маршрут начинается в двух километрах от Хрженско, здесь от трассы отходит в лес мощеная дорога. Она была вымощена еще в конце 70-х годов XIX века.
Внезапно встречаем вырубку, и это в национальном парке! Кстати, жители окрестных деревень традиционно занимались вырубкой леса и сплавляли его по Эльбе.
Мостовая сменяется на тропу, которая уходит всё выше в горы.
Ближе к вершине тропа проложена через мостики и даже небольшой тоннель.
И вот мы поднялись к финалу маршрута — скальной арке Правчицкие ворота (чеш. Pravčická brána, нем. Prebischtor). Это самые большие естественные скальные ворота в Европе, их высота — 16 метров, ширина — 26,5 м.
Эти скалы издавна пользуются популярностью, ещё в 1826 году у подножья Правчицких ворот открылся ресторан. В 1881 году на его месте была построена гостиница «Соколиное гнездо», которая сохранилась до наших дней. Сейчас кроме отеля и ресторана в здании размещаются информационно-туристический центр и музей Чешской Швейцарии.
Дальше проход платный, к тому же мы пришли за 2 часа до открытия и уперлись в закрытые ворота. Кованные, а не скальные 🙂 Я еще удивлялся, почему мы никого не встретили по дороге, хотя маршрут популярный и тропа хорошенько так вытоптана.
Однако путь можно продолжить виртуально на гуглокартах. Спойлер: там под аркой бар под открытым небом. До 1982 года можно было пройтись и по самой арке, но этот маршрут закрыли из-за эрозии.
На этом пора заканчивать. В этих краях ещё много интересного, но в одну статью всё не втиснуть.
Свежие комментарии