Алчевск — третий по величине город Луганской области, крупный промышленный центр. В целом — типичный суровый Донбасский город 🙂
Первое, на что обращаешь внимание, приезжая в Алчевск по железной дороге (или проезжая мимо по пути в Луганск) — огромные заводы, протянувшиеся почти на 6 километров. Это градообразующие предприятия — металлургический комбинат и коксохимический завод.
Вокзал станции Коммунарск — так город назывался с 1961 по 1991 годы. Как это часто бывает, железная дорога не сочла нужным переименовывать станцию.
Привокзальная площадь, здесь всё в бурой пыли заводских выбросов. Эта пыль лежит по всему городу, но возле завода концентрация особо большая.
Троллейбусное кольцо — у вокзала конечная трех маршрутов.
Вид на эту же конечную издалека, над вокзалом возвышается доменная печь.
Заводские трубы, из некоторых вырывается пламя.
Вокруг завода огромные пустыри — здесь санитарная зона.
Район возле вокзала застроен одноэтажными домами — это бывший посёлок имени Горького (он же Жиловка), присоединённый в последствии к Алчевску. Сам город расположился по другую сторону от завода.
Вокзал с городом соединяет тоннель, проложенный под железной дорогой и металлургическим комбинатом.
Длина тоннеля почти полкилометра. Я не нашел данных про самый длинный автомобильный тоннель Украины, вполне возможно, это он и есть. Кроме того, это ещё и троллейбусный тоннель.
Южный портал тоннеля, через дорогу переброшены заводские коммуникации.
Завод, а также рабочий посёлок, основал в 1895 году предприниматель А.К. Алчевский. В 1903 году город был назван в честь своего основателя. В советское время город назывался сначала Ворошиловск, затем Коммунарск, пока в 1991 году не вернули историческое название.
Возле комбината сохранилось много дореволюционных зданий.
К этому домику начали пристраивать какой-то сарай.
А этот в советское время был обложен плиткой.
Памятник металлургу, за ним продолжается старый город. Эта дорога ведёт к главной проходной комбината, а мы движемся в центр.
Ближе к центру на смену дореволюционным зданиям приходит сталинский ампир.
Как и много где на Донбассе, в Алчевске можно встретить множество колоритных советских вывесок.
Возле центрального рынка сохранилось пару дореволюционных бараков, в которых жили рабочие завода. В последствии из этого рабочего посёлка и вырос город Алчевск.
Троллейбусная остановка возле центрального рынка.
Троллейбусы ходят довольно часто. Проходя по центральным улицам, где сходятся трассы нескольких маршрутов, мы наблюдали троллейбус каждых 3–5 минут. Для сравнения, в Луганске вполне нормальны получасовые интервалы, а в соседнем Стаханове электротранспорт вовсе ликвидировали. Однако и у Алчевска не всё так гладко — закрыли одно из двух депо, а также междугороднюю линию в Перевальск, о последней ещё будет сказано ниже.
Школьный пруд. Выполняет как роль резервного водохранилища металлургического комбината, так и декоративную функцию.
Вода тут тёплая, утки на зиму не улетают.
Над прудом возвышается корпус больницы металлургического комбината.
С дамбы вдалеке видно собор Николая Чудотворца, он был построен в 1808 году в селе Васильевка, которое много лет спустя стало частью города. От старой церкви фактически осталось пару стен, остальное было отстроено в начале 1990-х годов.
Кинотеатр «Металлург». Уже давно заброшен.
В кадр случайно попал автобус местного футбольного клуба.
Дальше начинается район типичной застройки 1950-х годов.
Выходим на просторную площадь.
Здесь установлен памятник Ленину, да и сама площадь носит его имя.
В 1950-х годах это была центральная площадь, позже городской центр сместился на восток.
Площадь была симметричной, пока в конце 2000-х годов «Киевгорстрой» не построил этот дом.
Здесь местные жители создали мини-парк.
А также приукрасили фасад дома.
Площадь Ленина пересекает проспект Ленина. Фактически это бульвар с широкой пешеходной зоной.
Обоими концами проспект упирается в дворцы культуры градообразующих предприятий. На фото — ДК Химиков, он построен перед самой войной, о чём свидетельствует надпись на фасаде. Рядом устроен светомузыкальный фонтан, зимой он не работает и накрыт железными решетками. ДК Металлургов крупнее и новее, но к нему мы не ходили.
Садимся в троллейбус и едем на край города.
Приехали. Наша цель — вот тот террикон.
На Донбассе часто города разрастаются и сливаются друг с другом. Это троллейбусное кольцо уже за городской чертой, точнее в черте другого города — Перевальска.
Здесь находится главная автостанция, хоть на вывеске написано «Алчевск», фактически она также на территории Перевальска. Раньше здесь был большой автовокзал, но из-за малых пассажиропотоков его снесли и построили взамен этот скромный домик. Вторая автостанция расположена возле центрального рынка.
А судя по этому знаку, мы уже далеко за пределами Алчевска.
Раньше в Перевальск ходил троллейбус, но в 2008 году движение закрыли, а к 2012 сняли контактный провод, чтобы его не растащили мародёры. Сейчас о линии напоминают лишь растяжки контактной сети.
Кстати, эта не очень широкая дорога — часть автострады международного значения М04/E40 Знаменка—Луганск—Изварино.
У его подножия протекает рукотворная река — это откачивают воду из шахты.
Терриконы — это горы вынутой из-под земли пустой породы, ими покрыт весь Донбасс.
Чтобы терриконы не расползались, на их склонах высаживают деревья.
Но на вершине всё равно ничего не растёт.
Внутри террикона постоянно проходят реакции с выделением тепла, поэтому вершина не покрыта снегом, а из трещин вырывается пар.
Шахта «Романовская», которая насыпала этот террикон.
Шахта полумёртвая, но время от времени работает.
С вершины этой рукотворной горы открывается прекрасный вид на окружающие просторы.
Шахтный копер, на заднем плане коксохимический завод.
Железнодорожный путепровод, под ним трасса М04/E40.
Конечная троллейбуса, за ней автостанция.
Дорога на Луганск, на горизонте видно множество опор ЛЭП — это подстанция «Коммунарская».
Теперь переместимся за город.
В пяти километрах от Алчевска находится большой рукотворный водоём — Исаковское водохранилище. Как и остальные водохранилища города, оно используется для нужд металлургического комбината.
Это излюбленное место отдыха жителей Алчевска и окрестностей. Берега застроены дачами и базами отдыха.
Посещение водохранилища входит в обязательную программу всех свадеб и выпускных. При этом посетители оставляют за собой ленточки на кустах и горы пустых бутылок.
Берега здесь крутые и скалистые.
На склонах красивые выходы скальных пород.
Для засушливой Луганщины это настоящее море, здесь даже существует местный яхт-клуб.
Класс, очень интересный фоторепортаж!