В предыдущей части мы посмотрели на море, а теперь расскажу о месте, где мы остановились. Это село Покровка, один из трёх населённых пунктов, находящихся на краю полуострова.
Как я уже отмечал, в Николаевской части полуострова нет дорог, совсем. Соответственно, в селе нет улиц, дома просто хаотично разбросаны по местности.
Это единственный дорожный знак, который нам встретился. По прямой до областного центра отсюда всего 60 километров, по дорогам же как раз под 200 и наберётся. А до райцентра — города Очаков — все 270.
Местный автопарк. Здесь уже знакомый нам «Урал», летом ему помогает тот серый бусик — «Спринтер» с усиленной подвеской.
Есть на полуострове и такси. Этот же «бобик» возит пассажиров николаевского рейса дальше в Покровское, если их недостаточно много, чтобы гонять «Урал».
А это уже отслуживший своё фургон вахтовки, его мы обнаружили на другом конце села.
Главная архитектурная достопримечательность Покровки — церковь Покровы. По легенде она была заложена самим Суворовым, когда тот стоял здесь с войсками в 1787 году, отбивая атаку турецких войск. Однако, по архитектуре это явный конец XIX века. Кстати, кирпич на полуострове редкость, его завозили с материка.
В советское время здание церкви использовали в качестве сельского клуба, пока в 1986 году не случился серьёзный пожар. Церковь восстановили в начале 2000-х годов, причем довольно качественно, без «евроремонтов» и золотых куполов, и кирпич подобрали так, что не отличить новую кладку от старой.
Прямо возле церкви в центре села большое солёное озеро.
Несмотря на то, что село находится на краю света, здесь активно развивается туризм и строятся частные отели. Это ещё небольшой, есть тут и целые базы отдыха.
Сельская школа, именно в ней мы и разместились.
Здание школы на вид построено в начале XX века. В отличие от церкви, оно сложено из самого распространенного в этих краях строительного материала — ракушечника.
Было интересно побывать в такой маленькой сельской школе. Я вырос в большом городе, и школа у меня ассоциируется с огромным зданием этажа на три, в котором множество кабинетов и лабиринты коридоров. А здесь короткий коридор и 7 классных комнат.
Классные кабинеты тоже маленькие, в ширину они больше, чем в длину.
Плакаты на стенах рассказывают нам о природе Кинбурна.
А также о местных знаменитостях и ветеранах Второй мировой.
Расписание уроков, каждый день репетировали новогодний утренник.
Ёлку установили в одном из классов. Актового зала в школе нет, но с таким количеством учеников он наверное и не нужен.
Отапливается здание дровами и углём, в каждой стене замуровано по такой вот печке. При нас топили только две из них, и в остальных помещениях было холодно.
В дополнение к печам есть батареи странной конструкции — радиатор стандартный чугунный, как на водяном отоплении, но при этом отопление электрическое. Впервые такое увидел.
Так выглядел наш скромный быт. Кому не хватило места на кроватях — спал на столе 🙂
Сушимся после очередного похода по снегам.
Ещё один корпус, то ли тоже учебный, то ли библиотека.
Умывальник с душем тоже во дворе.
На улице же у нас была и кухня.
Вода в колодце стоит очень высоко, если присмотреться, видно ее кромку. Удивительно, здесь рядом море и солёные озёра, но грунтовые воды пресные.
Ретротехника на школьном дворе.
День 3
На третий день сотрудники национального парка повели нас на экскурсию к дюнам на запад от села.
С этих дюн открывается прекрасный вид.
На вершине одной из дюн начинается экотропа.
А в низине окаймлённой дюнами, пейзаж кардинально меняется и пред нами предстает природный лес.
Причём это не просто лес, а настоящее ольховое болото, такое же как на Ирдынских болотах. Просто оазис среди засушливых песков и солёных озер.
В V веке до н.э. здесь побывал Геродот, в честь котрого это урочище теперь называют Геродотовым лесом. Вернее, Геродот писал про лесную страну Гилею, но с тех времён климат изменился и от обширных лесов остался лишь этот маленький клочок.
На обратном пути помогаем работникам парка обустраивать кормушки для диких животных.
Бескрайние заснеженные просторы…
Ещё одна кормушка в молодой лесопосадке.
Вечером того же дня мы пошли на восток к озёрам.
Значительная часть Кинбурнского полуострова с 1950-х годов засажена искусственными сосновыми лесами. Сосны здесь не всегда хорошо приживаются и часто горят. Разительный контраст по сравнению с природным лесом, который мы посетили на экотропе.
Проходим мимо аншлага нацпарка «Белобережье Святослава».
Хоть температура была минусовая, свежевыпавший снег тут же таял на поверхности озера. А всё из-за того, что озеро солёное, соответственно и лёд на нём солёный.
Не смотря на то, что лёд выдерживал людей, пробить его было довольно легко.
От озёр мы вышли к заливу, всё тому же — Ягорлыцкому, и по его берегу возвращались в село.
А так под снегом вода перетекает из озёр в залив.
Лёд таял буквально на глазах. Здесь видно, что вдалеке уже нет льда. А пока мы дошли до села, весь этот сплошной ледяной покров успел рассыпаться на мелкие льдины.
Не устали от рассказа? Тогда смотрим продолжение
Файно. Ще не доводилося бувати там взимку.