Ирдынские болота

Share

IMG_7905

Ирдынские болота разместились в двадцати километрах к северо-западу от Черкасс, протянулись они более чем на сорок километров в низине, которая раньше была протокой Днепра. Из болот в противоположных направлениях вытекают реки Ирдынь и Ирдынка. Первая впадает в Тясмын возле города Смела, вторая — непосредственно в Днепр в районе села Елизаветовка.

В 2014 году мы совершили две поездки в те края — сначала пеший поход весной, затем летом вернулись уже на машине. Начнём рассказ с весеннего похода, который буду иногда разбавлять летними фото, вторая часть будет полностью посвящена летней поездке.

Путь наш начинается в Черкасском бору в паре километров от села Свидовок. Сюда мы приехали уже ночью, выгрузились на трассе и немного углубились в лес. Палатку ставили в полной темноте, а наутро выяснилось, что рядом кого-то съели 🙂
IMG_7686

Только мы вышли в путь, как сразу начался дождь. С полкилометра прошли напролом по лесу, но тут было трудно идти, и мы вернулись к дороге.
IMG_7689

Вдоль дороги идти намного легче, чем продираться сквозь лес, но не особо приятно из-за постоянно пролетающих мимо машин. Зато здесь регулярно встречаются удобные места для отдыха.
IMG_7695

По трассе дошли до речки Ирдынка, дальше наш маршрут пройдёт вдоль неё на запад.
IMG_7736

IMG_7716 IMG_7743

От трассы отходит дорога на старый мост.
IMG_9741

У перепутья растут заповедные старые дубы.
IMG_7698

IMG_7700 IMG_7696

Этот же дуб летом.
IMG_9740

Но не всем старым дубам повезло стать заповедными — часть из них пошла на древесину. Остались лишь гигантские пни.
IMG_7708

IMG_7711 IMG_7701

А вот и кусок огромного ствола.
IMG_7753

Этот дуб, похоже, приговорён к рубке.
IMG_7703

На другом берегу реки расположен ещё один заповедный объект — сросшиеся ольха с дубом.
IMG_7747

IMG_7722 IMG_7730

IMG_7718

Они же летом.
IMG_9753

Слева ствол дуба, справа — ольхи. По народной традиции всё обвязано тряпками.
IMG_7725

И здесь тоже основательно поработали лесники.
IMG_7720

IMG_7742 IMG_7740

Одни пеньки…
IMG_7732

Река Ирдынка течет меж пней. Всего пару лет назад это место выглядело так.
IMG_7728

Ветки и прочую мелочь, которую нельзя пустить в дело, лесорубы просто сжигают — вот здесь осталось пепелище.
IMG_7744

А ещё во время летней поездки около старого моста через Ирдынку мы встретили соню.
IMG_9746

Сначала мы попробовали идти вдоль левого берега реки, но оказалось, что там всё слишком заболочено и заросло непролазными кустами. Поэтому решили вернуться назад и пойти по другому берегу через лес.

На болоте встретилась непонятная вышка — не то охотничья, не то наблюдательная.
IMG_7750

IMG_7749 IMG_7751

В лесу сначала немного прошли напролом по азимуту, пока не наткнулись на грунтовую дорогу, ведущую в нужном направлении.
IMG_7754

И здесь поработали лесники.
IMG_7755

Вот мы снова вышли к речке Ирдынке, нам таки удалось перейти на правый берег.
IMG_7760

Через реку перекинута гать — это нечто среднее между дамбой и мостом.
IMG_7763 IMG_7765

Ввода здесь коричневатого оттенка.
IMG_7761

Дальше дорога идёт по насыпи среди ольховых болот.
IMG_7767

„Внимание! Злые ёжики“ 🙂 На самом деле речь идёт о шипах на дороге, которых, как потом выяснилось, там вовсе нет.
IMG_7768

Табличка на ту же тему с местной орфографией.
IMG_7861

Затем нас стало скучно идти по дороге, и мы решили срезать путь через болото. Сначала вода была отдельными лужами…
IMG_7774

Но потом воды стало по колено и выше — такое же болото, мимо которого мы не так давно прошли. И всё это тянется до горизонта…
IMG_7776

Но всё когда-нибудь заканчивается и это болото не стало исключением. Теперь можно поваляться на твёрдой земле и полюбоваться лесными цветами.
IMG_7779

А это — такое же болото, но с вырубленными деревьями.
IMG_7780

Суровые ирдынские егеря воспринимают знак «кирпич» слишком буквально 🙂
IMG_7784

IMG_7783 IMG_7785

Вышли к озеру — это заполненные водой бывшие торфоразработки.
IMG_7797

IMG_7794 IMG_7802

На берегу устраиваемся на ночевку.
IMG_7799

У нас давно закончились запасы питьевой воды. А здесь нет ни колодцев, ни родников. Пришлось прогонять воду из озера через самодельный фильтр, сделанный из пластиковой бутылки, песка, носков и тампона 🙂

Закат.
IMG_7795

IMG_7810 IMG_7811

IMG_7803

Туманное утро следующего дня.
IMG_7820

Лодочка.
IMG_7825

Сначала мы шли вдоль берега озера, но тут не было дороги и пришлось немножко поблуждать, то камышами…
IMG_7821

То лесом…
IMG_7822

То болотом… Кстати, здесь встречается мох сфагнум, который растёт в основном в северных болотах.
IMG_7814

Потом всё же решили отойти подальше от озера и подняться на высокий берег, где нашлась дорога.
IMG_7836

Лесные цветочки.
IMG_7826

Об эту сосну тёрлись кабаны.
IMG_7833

Это не змея, а безногая ящерица веретеница.
IMG_7828

В лесу мы наткнулись на домик.
IMG_7838

IMG_7839 IMG_7844

IMG_7840

Возвращаемся к озеру.
IMG_7849

IMG_7852 IMG_7858

Переправляемся на другой берег. Озеро поперёк пересекают несколько дамб, но ни одна из них не сплошная, во всех есть разрывы, пришлось десяток метров пройти вброд.
IMG_7853

IMG_7856 IMG_7860

Чуть дальше на этом же озере плавал одинокий лебедь.
IMG_7865

Ещё один заповедный дуб.
IMG_7873

Канал для отвода воды с болота.
IMG_7877

Противоположный берег крупным планом. Скоро мы снова на него вернёмся. Здесь нельзя сказать, какой из берегов левый, какой правый, так как в этих болотах и озёрах вода никуда не течёт, точнее, вытекает в двух противоположных направлениях.
IMG_7879

Мы входим в посёлок Ирдынь. Он был основан в 1930-х годах как рабочий посёлок торфопредприятия.
IMG_7889

Торфодобыча нынче не выгодна, и посёлок потихоньку вымирает, сейчас здесь проживает около тысячи человек. А в такую дождливую погоду он выглядит особо депрессивно.
IMG_7887

Пожарная часть.
IMG_7886 IMG_7888

Дом культуры.
IMG_7890

Но самое интересное здесь — торфовозная узкоколейка. На момент нашего визита она ещё не проснулась от зимней спячки.
IMG_7895

IMG_7894 IMG_7893

Кустарные вагоны-цистерны и корпус депо.
IMG_7898

IMG_7900 IMG_7897

IMG_7906

Из дрезины ПД-1 сделали электрощитовую.
IMG_7902

IMG_7901 IMG_7903

Останки пассажирского вагона ПВ40.
IMG_7905

Стрелка.
IMG_7909

Сюда подходила ширококолейная линия со станции Белозерье. Но её продали на металлолом и потихоньку разбирают.
IMG_7914

На широкой колее были весы.
IMG_7912

IMG_7913 IMG_7911

Узкоколейная станция заканчивается, одинокий путь идёт вдоль села.
IMG_7910

Дальше рельсы идут к торфоразработкам.
IMG_7918

От основной линии ответвляется путь для перегрузки торфа. Кстати, экскаватор тоже на узкой колее.
IMG_7916

Далее отходит ветка на торфобрикетный завод.
IMG_7920IMG_7923

Во время летней поездки была возможность снять завод с другой стороны.
IMG_9796

IMG_9792 IMG_9795

Ну а во время весеннего похода мы шли вдоль рельсов и вышли на дорогу.
IMG_7925

Узкоколейный переезд с берёзовым шлагбаумом.
IMG_7927

IMG_7928 IMG_7926

Сразу за переездом начинается разъезд. Такие разъезды периодически встречаются на пути, дабы встречные поезда могли разминуться.
IMG_7929

Затем начинаются сплошные озёра, и железнодорожная колея идёт по насыпи посреди них. Тут всё так заросло, что рельсов почти не видно.
IMG_7933

Прямо на этой насыпи мы остановились на ночлег.
IMG_7935

На третий день продолжаем идти вдоль узкоколейки.
IMG_7938

Мы подходим к местам активной торфоразработки.
IMG_7940

IMG_7941 IMG_7937

Выглядит апокалиптично…
IMG_7943

Торфоразработки и узкоколейка закончились, дальше идёт река Ирдынь.
IMG_7946

Идём вдоль берега по какой-то звериной тропе. Периодически приходится перелазить через упавшие стволы деревьев.
IMG_7945

Иногда мы шли подальше от берега, но тут местность холмистая, приходиться постоянно подыматься и опускаться.
IMG_7948

Всё покрыто черемшой.
IMG_7955

Она внесена в Красную книгу, но на этих холмах её очень много.
IMG_7957

Постоянно лил дождь, идти было тяжеловато.
IMG_7962

В конце-концов мы вышли к станции Смела, откуда уехали на дизеле.

На этом весенний поход закончился, дальше читайте отчёт о летней поездке.

You may also like...

4 комментария

  1. Александр:

    Привет, подскажите последняя часть маршрута вдоль узкоколейки и до Смелы проезжаема на велосипеде?

    • Дмитрий Демченко:

      На велосипеде лучше по лесным дорогам. По шпалам трудновато будет, и там трава высокая.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.